Князь мой серебряный.
«…многие считали его бойцовой собакой. Однако, д-р Мартинес, бывший страстным охотником, привлекает Аргентинского Дога к участию в одном из традиционных выездов на охоту на крупного зверя, где Аргентинский Дог и продемонстрировал свое мастерство. Постепенно Аргентинский дог стал ключевой фигурой всех охотничьих выездов. …Аргентинский дог быстро превратился в превосходную „Собаку для охоты на крупного зверя“…Аргентинский Дог относится к типу собак, способных менять род своих занятий… эта порода зарекомендовала себя как благородное животное-компаньон, верный и непобедимый защитник всех, кого он любит. Благодаря своим силе, стойкости, обонянию и храбрости Аргентинский Дог выгодно выделяется среди других сворных собак, предназначенных для охоты на дикого кабана, пекари, пуму и других хищников…Благодаря гармоничности, сбалансированности, превосходной атлетической мускулатуре Аргентинский Дог идеально переносит длительные переходы при любых погодных условиях и может после этого выдержать тяжелый бой с преследуемым им зверем…»
Выписка из краткой исторической справки (стандарт)
Многие считают спорным вопрос — является ли Аргентинский Дог рабочей собакой? Моему Аргентинскому Догу пять с половиной лет и лично для меня этот вопрос давно решен положительно. На родине породы Аргентинцы и по сей день продолжают выполнять ту самую работу, для которой и были созданы, а именно: охота на крупного зверя, охрана ферм и в качестве гуртогона. В США, в штате Техас, Аргентинский Дог активно используется для охоты на кабана — существует даже специальная служба, занимающаяся уничтожением диких свиней, что называется, по заявкам фермеров. Охота, как вы, наверное догадываетесь, сворная. Традиционный состав такой своры — семь-восемь гончих и три-четыре Аргентинских Дога, причем используются на охоте только кобели. Щенков совместно выращивают и обучают правильной работе по зверю — такая хорошо сработанная свора стоит безумных денег. Сама охота происходит весьма любопытно: во-первых, ночью, чтобы собакам легче было работать, так как днем слишком жарко, а до непосредственной схватки с кабаном (которые, кстати, несколько больше по размеру, чем пекари — где-то около 80-150кг) Аргентинцам иногда приходится пробежать порядка 50 километров; во-вторых охотники нынче едут за собаками не верхом, а на джипах и вообще, активного участия в сем действе не принимают. Их задача — не потерять собак из виду, чему способствуют специальные датчики в ошейниках и дождавшись, когда Аргентинцы закончат свою работу, погрузить собак и трофеи в машину.
В Штатах также пытались использовать Аргентинского Дога в качестве полицейской собаки, но быстро отказались от этой затеи, причем по очень специфической причине. Все дело в том, что «.. Аргентинские Доги чрезмерно жестко и неаккуратно обращаются с жертвой..». Расшифруем: когда Аргентинский Дог работает (имеется в виду задержание преступника), заканчивается это как правило, длительной госпитализацией задерживаемого, а иногда и летальным исходом. И не потому, что Аргентинец — плохоуправляемая собака, отнюдь нет! Просто кусает он чрезвычайно эффективно, да и происходит все слишком быстро. Кроме того, при подготовке Аргентинского Дога малейшая ошибка фигуранта приводит к довольно серьезным травмам, а уж если защита не очень качественная, то под Аргентинца лучше и вовсе не соваться. В общем, обучение получается чрезмерно дорогим (во всех смыслах) — гораздо дешевле и проще использовать немецких овчарок и ротвейлеров — благо, дрессировочные методики давно и хорошо отработаны (особо и думать не надо), а самое страшное, что может случиться, это перелом конечности.
С Аргентинским же Догом все не так просто — ну не хочет он играть в задержание: ему, гаду, тела комиссарского подавай! Вот и ищет он это тело под уютным дресс-костюмом всеми доступными способами, а их у Аргентинского Дога немало — сходил, например, раз пять в руку, усыпил бдительность фигуранта, а на шестой прошел в лицо, или в горло, или пониже пояса… Хлопотно это. Вот и не рвутся дрессировщики работать с Аргентинскими Догами на защиту. А если и работают, то в большинстве случаев весьма формально и их в общем-то, можно понять — страшноватенько.. Ну, как вы, наверное, уже догадались — мы вернулись с Техасских просторов на родную Российскую землю, к нашим отечественным проблемам. У нас найдется совсем немного людей, имеющих возможность содержать свору Аргентинцев для охоты, да и притравочные станции не сильно мечтают видеть у себя собак этой породы из-за их жесткой работы со зверем. Поэтому говорить мы будем об использовании Аргентинцев в качестве собаки для охраны себя любимого, семьи и собственного жилища.
Так вот, большинство дрессировщиков пытаются работать с Аргентинским Догом аки с Овчаркой Немецкой, а когда плохо выходит — заявляют, что Аргентинцы, это все туфта, а не рабочая собака. Полноте, господа, чего ж на зеркало то пенять, у других-то получается… А ведь Аргентинский Дог умеет и любит работать, и для любимого и уважаемого хозяина готов оч-чень даже на многое! Просто не надо пытаться из него овчарку делать — никогда он ей не станет и Слава Богу (не в обиду овчаристам буде сказано)! Аргентинец — собака-партнер и работать будет замечательно, если, конечно, вы сумеете ему объяснить, как это важно для него и ценно для вас. Бесцельное же выполнение команд (комплекса например) будет воспринято собакой скорее как наказание, так что если отрабатываете что-то, восторг и радость должны быть ну о-очень искренними.
Что касается охраны, скажу просто — с тех пор, как мальчик подрос, я не сильно беспокоюсь по поводу — закрыла я дверь на ключ или забыла — жаль того безумца, который попробует зайти без приглашения — минимум, пара недель «склифа» (и это при лучшем раскладе — если кто-то дома и отзовет собаку) ему обеспечены. При этом гости приходят совершенно спокойно и безбоязненно (в основном) — закрывать кобеля не приходится. На мой дилетантский взгляд, это хорошо — какой смысл от охранной собаки, которую запирать надо? И вообще, Аргентинский Дог оч-чень мне нравится именно за четкую оценку ситуации и свою адекватность — есть угроза (реальная, а не кажущаяся) — собака сработает, нет угрозы — собака спокойна. Мало того — если для «наведения порядка» в качестве меры воздействия достаточно рычания, именно это и будет проделано и никаких вам пустых шварканий в адрес велосипедистов, спортсменов, гуманоидов «подшофе» или просто шумной компании, как это нередко бывает у так называемых рабочих пород. Поэтому большая часть прогулок проходит у нас без поводка — если мой Аргентинец чувствует, что его побаиваются, он возвращается ко мне и мы проходим мимо человека так, как если бы была дана команда «рядом».
И еще один момент, который хотелось бы отметить особо: постоянно приходится слышать от очень и очень многих, что мол, выставочная собака и собака рабочая — понятия несовместимые. Так вот, смею возразить, это не соответствует действительности! Во-первых, выставки, это всего лишь разновидность работы, а во-вторых, по-настоящему рабочая и правильно выращенная и воспитанная собака отлично разбирается в ситуации и прекрасно отличает манипуляции эксперта в ринге от угрозы нападения. Мой кобель довольно жестко работает «по человеку», но при этом остается прекрасной шоу-собакой — в этом году он выиграл на «Евразии 2003» БЭСТ Второй Группы, а это означает, что его осматривали и ощупывали как минимум трижды разные люди.
Справедливым будет вопрос — может это он один такой славный, а в породе в целом все вовсе и не так уж замечательно и благополучно? Насколько я знаю, а знаю я достаточное количество собак — дети от моего кобеля, собаки друзей и знакомых, случайно встреченные Аргентинцы, демонстрировавшие изумительное послушание — Аргентинский Дог, если он от родителей с хорошей психикой и правильно выращен, воспитан и грамотно отдрессирован, обладает всеми вышеперечисленными достоинствами — хватило бы желания и умения. Ох, так и чую уже в свой адрес «праведный гнев» некоторых — ну, по-нарасписа-ала, ну, по-насочиня-ала — тоже мне, нашла идеал… Да не, ребят, конечно не идеал — Аргентинец и подраться не дурак, и сфилонить при случае, и сказку про «у меня в ушах бананы» любимому хозяину толкнуть (отчего ж нет, коль верит)… Так что, естественно, не идеальная собака — Аргентинский Дог. Всего лишь ПОЧТИ ИДЕАЛЬНАЯ. Но мне нравится.
Автор: Галина Власова, владелец аргентинского дога Гарольд Мелли.